О ПРОВЕДЕНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ РЕШЕНИЙ СОВЕТА
НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ГОРОДА КОВРОВА И ИХ ПРОЕКТОВ
И МОНИТОРИНГЕ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральными законами от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов".
1.2. Положение устанавливает порядок проведения антикоррупционной экспертизы решений Совета народных депутатов города Коврова и их проектов на коррупциогенность, порядок проведения антикоррупционного мониторинга решений Совета народных депутатов города Коврова.
(в ред. решения Совета народных депутатов города Коврова от 24.11.2010 N 287)
1.3. В целях применения настоящего Положения используются следующие понятия:
- антикоррупционная экспертиза - деятельность по выявлению в решениях Совета народных депутатов города Коврова и их проектах коррупциогенных факторов;
(в ред. решения Совета народных депутатов города Коврова от 24.11.2010 N 287)
- коррупциогенные факторы - положения решений Совета народных депутатов города Коврова и их проектов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции;
(в ред. решения Совета народных депутатов города Коврова от 24.11.2010 N 287)
- антикоррупционный мониторинг - наблюдение, анализ, оценка решений Совета народных депутатов города Коврова при их правоприменении с целью выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и их последующего устранения.
(в ред. решения Совета народных депутатов города Коврова от 24.11.2010 N 287)
1.4. Не проводится антикоррупционная экспертиза отмененных или признанных утратившими силу решений Совета народных депутатов города Коврова, а также решений, в отношении которых уже проводилась антикоррупционная экспертиза, если в дальнейшем в эти решения не были внесены изменения.
(в ред. решения Совета народных депутатов города Коврова от 24.11.2010 N 287)
2. Антикоррупционная экспертиза
2.1. Антикоррупционная экспертиза решений Совета народных депутатов города Коврова и их проектов проводится в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и их устранения.
(в ред. решения Совета народных депутатов города Коврова от 24.11.2010 N 287)
2.2. Для обеспечения обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы необходимо проводить экспертизу каждой нормы решения Совета народных депутатов города Коврова или положения проекта решения.
(в ред. решения Совета народных депутатов города Коврова от 24.11.2010 N 287)
2.3. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
1) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления (их должностных лиц);
2) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
3) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления (их должностных лиц);
4) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию нормативных правовых актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или орган местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
5) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
6) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
7) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
8) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага).
2.4. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
1) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
2) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
3) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
2.5. Антикоррупционная экспертиза решений Совета народных депутатов города Коврова и их проектов проводится специалистами Совета народных депутатов города Коврова, не принимавшими участия в их разработке, по поручению председателя Совета народных депутатов города Коврова.
(в ред. решения Совета народных депутатов города Коврова от 24.11.2010 N 287)
2.6. Антикоррупционная экспертиза решений Совета народных депутатов города Коврова и их проектов проводится в срок до 5 рабочих дней, особо сложных - до 10 рабочих дней.
(в ред. решения Совета народных депутатов города Коврова от 24.11.2010 N 287)
2.7. По результатам проведенной антикоррупционной экспертизы составляется заключение, отражающее наличие (отсутствие) в анализируемом решении (проекте решения) коррупциогенных факторов.
В заключении отражаются следующие сведения:
- перечень норм, отвечающих признакам коррупциогенности;
- рекомендации по изменению формулировок правовых норм для устранения коррупциогенности либо их исключению.
Выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы положения, не относящиеся к коррупциогенным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, также указываются в заключении.
2.8. Разработчик проекта решения в целях ликвидации коррупциогенных факторов обязан доработать проект решения с учетом заключения.
В целях ликвидации коррупциогенных факторов в принятом решении решение подлежит отмене либо разработчиком в него вносятся изменения, исключающие наличие коррупциогенных факторов.
3. Антикоррупционный мониторинг
3.1. Антикоррупционный мониторинг решений Совета народных депутатов города Коврова при их правоприменении проводится с целью выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и их последующего устранения.
(в ред. решения Совета народных депутатов города Коврова от 24.11.2010 N 287)
3.2. Антикоррупционный мониторинг решений Совета народных депутатов города Коврова проводится депутатами Совета народных депутатов города Коврова и специалистами Совета народных депутатов города Коврова.
(в ред. решения Совета народных депутатов города Коврова от 24.11.2010 N 287)
3.3. При выявлении в решении Совета народных депутатов города Коврова коррупциогенных факторов составляется заключение с предложением об отмене решения Совета народных депутатов города Коврова либо о внесении в него изменений, исключающих наличие коррупциогенных факторов.
(в ред. решения Совета народных депутатов города Коврова от 24.11.2010 N 287)
3.4. Решения Совета народных депутатов города Коврова по вопросам, касающимся:
(в ред. решения Совета народных депутатов города Коврова от 24.11.2010 N 287)
- прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
- государственной и муниципальной собственности, муниципальной службы, бюджетного, налогового, земельного, градостроительного, природоохранного и иного законодательства;
- социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) муниципальные должности, должности муниципальной службы,
для проведения антикоррупционной экспертизы направляются в органы прокуратуры.
3.5. Решения Совета народных депутатов города Коврова направляются в органы прокуратуры в течение 3 рабочих дней после подписания председателем Совета народных депутатов города Коврова (если не требуется подписания главой города) либо в течение 3 рабочих дней после подписания главой города.
(в ред. решения Совета народных депутатов города Коврова от 24.11.2010 N 287)
3.6. Граждане и организации вправе обратиться в Совет народных депутатов города Коврова с ходатайством о проведении антикоррупционной экспертизы действующих решений Совета народных депутатов города Коврова.
(в ред. решения Совета народных депутатов города Коврова от 24.11.2010 N 287)
3.7. По обращениям граждан и организаций антикоррупционная экспертиза проводится в течение 15 рабочих дней.
Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы в обязательном порядке направляется гражданам, организациям, обратившимся с ходатайством о ее проведении.
3.8. Институты гражданского общества и граждане Российской Федерации (далее - граждане) могут в порядке, предусмотренном нормативными актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу решений Совета народных депутатов города Коврова и их проектов.
(в ред. решений Совета народных депутатов города Коврова от 24.11.2010 N 287, от 27.03.2019 N 69)
3.9. Не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы решений Совета народных депутатов города Коврова и их проектов:
1) гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость;
2) гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия;
3) гражданами, осуществляющими деятельность в органах и организациях, указанных в пункте 3 части 1 статьи 3 Федерального закона 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов";
4) международными и иностранными организациями;
5) некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента.
(п. 3.9 введен решением Совета народных депутатов города Коврова от 27.03.2019 N 69)